РАЗНОТРАВIЕ: Каторга. Рофф Текнолоджиз

Можно сказать, что появление данного проекта отражает рост национального самосознания и интереса к собственной культуре в молодежных массах. Можно утверждать, что он - дань моде на так называемый "фолк" (а это не то же самое, что фольклор), пришедшей к нам с Запада. А лучше не вдаваться в полемику, а просто послушать недавно вышедший диск этой группы из г. Рыбинска и убедиться в том, что традиции народного искусства живы и возрождаются в новых формах. "Разнотравie" некоторым боком вписывается в нестройный (надо сказать прямо) ряд отечественных фолк-рок-коллективов, находясь ближе всех к аутентичной традиции. В "Разнотравии" нет слащавой "загадочности", как у Инны Желанной, символистской зауми и хард-звука, как у "Калинова Моста", ориентации на поп-техно-стилистику, как у "Ивана Купалы", и уж конечно, в них нет лубочности, как у многочисленных не стоящих упоминания в данном контексте поп-исполнителей.
Одним словом, творчество "Разнотравия" - группы, существующей с 1997 года и обретшей свои окончательные формы с приходом Мити Кузнецова из "Седьмой воды" - это очень бережное и внимательное отношение к самым старым, тяготеющим к архаике пластам фольклора. А фольклор (в отличие от "фолка") является искусством синкретическим, несущим функцию не только музыкальную, но и ритуальную (сопровождение всех аспектов человеческой жизнедеятельности). Вот эта "вписанность в жизнь" прекрасно у "Разнотравия" ощущается - и на уровне музыкального ряда, и на уровне текстов (разумеется, авторских, но в то же время прекрасно воссоздающих стилистику народного стихосложения), и на уровне аранжировки и манеры исполнения (полуакустика, народные инструменты, в том числе самодельные, "оканье" и т.д.), и, что очень важно, на уровне звуковой среды (благодаря тонким ухищрениям звукорежиссера, использованию различных шумов, звуков "избы", улицы, природы и т.д.). Мы словно окунаемся в своеобразную мифологию "Разнотравия", в повседневный быт "глухой Пошехонской деревни" - с ее печалями и радостями, с ее поверьями, с баюканиями детей, сватаниями, отправлением испокон веку заведенных обычаев и поклонением языческим богам. Но, разумеется, у "Разнотравия" есть еще и свой герой - вполне рок-н-ролльный искатель истины, жаждущий "распознания души грешной" и проходящий на этом пути через свою "каторгу".

Хочется еще раз отметить мастерство всех исполнителей, их высокий ансамблевый уровень, прекрасное овладение "музыкальными диалектами" разных регионов России, умение сочетать звучание таких, казалось бы, "анахроничных" инструментов, как варган, гусли и колесная лира, с современным рок-арсеналом. Кстати, удивительным образом интонации, идущие от русской народной песни (элементарные вокальные попевки, чаще всего в диатонических ладах, танцевальные наигрыши, специфическая переменная ритмика) оказываются близки у "Разнотравия": кельтской традиции (кстати, в России тоже весьма чтимой), что дает возможность определить стиль группы скорее как world music, нежели фолк-рок. А впрочем, как бы ни определять, слушать "Разнотравие" - просто в удовольствие! Если же группе еще и удастся поспособствовать росту национального самосознания - вдвойне им за то поклон.

Елена Савицкая, июнь 2001 г., gromko.ru,
(а также "In Rock", июль 2001 г.)