ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ГРУППЫ "РАЗНОТРАВИЕ"
(случившаяся на презентации дебютного CD "Каторга"
27 мая 2001 года после концерта в клубе "Дзэн")

[ПРИМЕЧАНИЕ: Это был последний из пяти концертов группы, прошедших в течение недели в Москве - и первая настоящая пресс-конференция. Поскольку высказывания музыкантов постоянно прерывались смехом и аплодисментами, мы решили не замусоривать текст соответствующими пометками...]


- Почему группа называется "Разнотравие"? Кто придумал название, что оно обозначает?..
Рыба: Никто не знает, почему группа называется "Разнотравие". Можно только сказать, что название придумал наш бас-гитарист, Валда, задолго до того, как группа появилась.

- А почему же приняли?
Рыба: Пришлось!..

- Скажите, а кто инструменты вам делает?
Рыба: Гитара сделана в Корее. Бас-гитара, по-моему, тоже в Корее сделана.
Пашка: Барабаны местные, клубные.
Рыба: Варган - работа Владимира Потурая. Лиру делал Митя.
Митя: Колесная лира - это тот инструмент с ручкой так называется. Видели, да?.. Духовые - часть сами делали, а гусли сделал мастер из Москвы, бывший музыкант группы "Своя игра"- Михаил Каневский.

- А как вы инструменты подбираете по звучанию?
Рыба: В смысле, в процессе работы над песней или как?

- Вы, наверное, какие-то более странные инструменты берете, чтобы звук был более интересным? Как вы звук свой организуете?
Рыба: Вообще в России традиция такая - играть на всем, что попало. У нас нет здесь с собой ведер, пил, кос. Забор тоже не потащили, да и не найдешь уже в Москве путного деревянного забора. А так вообще играем на всем...
Паша: В Рыбинске еще три хороших забора сохранилось. Митя за ними ухаживает. Это, кстати, единственный человек, который очень хорошо умеет играть на деревянном заборе.
Митя: Я его поливаю, он у меня растет.

- Рассказал - теперь утащат!
- Вы скажите - где?
Рыба: Фактически у нас в Рыбинске все в заборах и лесах.

- А электричество вы принципиально не используете или просто сегодня так получилось?
Митя: Электричество не используется из-за собственных предпочтений. Собственные предпочтения в данном музыкальном контексте.
Рыба: Электричество - это хобби!
Митя: Да. А так, я знаю, ребята любят вдарить!
Рыба: Это называется ""Разнотравие" - альтернатива в Рыбинске". Это очень, очень громко, шумно, грязно по звуку. Жуткая смесь: всего помаленьку, включая "Red Hot Chilly Peppers" и Джимми Хендрикса. Сейчас мы ориентированы на акустику. Да и костюмы сейчас у нас не те. Для электричества тоже есть костюмы.
Митя: На них железа больше.

- А эти костюмчики полосатые?
Митя: Это матрасы бывшие.
Рыба: Да, это матрасы, а не костюмы!.. А вообще шили сами, руками.
- Это свободный полет фантазии, или вы опирались на какой-то научный материал?
Митя: Полет, но, естественно, с опорой. Это на самом деле Мишин дизайн.
Рыба: Ну уж дизайн - это очень громко сказано!
Митя: Это не традиция, в чистом виде. Но в основе эстетика северных костюмов.
Рыба: Думаю, жить в таких вот рубахах народ бы не смог.
Митя: Да, тяжко. Что касается моего костюма, то этот кафтан с длинными рукавами охабень называется.

- Как называются кожаные тапочки?
Ворот: Они не кожаные!
Рыба: Про них поговорка есть: "Наши онучи ихних не вонючей."

- А на какой фольклорный материал вы опираетесь? Я имею в виду по областям.
Митя: Я бы не сказал, что у нас есть какое-то четкое деление; наверное, у каждого свои впечатления от народной музыки - у Миши свои, у меня свои... Что касается меня - нет каких-то рамок, границ по областям. Если нравится песня, северная ли, южная область - неважно! Если это интересно, если звучит, то это играется.

- Берете вы их откуда?
Митя: Во всяком случае, это не этнографические экспедиции, к сожалению. Наверное, частью еще из-за того, что сами в Рыбинске живем и фольклора много просто вокруг нас. Пошехонь вот рядом... У меня друзья есть - когда услышали слово "Пошехонь", они подумали, что это что-то такое сказочное, не реальное...

- Это сыр такой есть.
Митя: Сыр?
Рыба: Недодержаный сырок, молодой такой. Полудикий.
Митя: Так что у нас места дремучие, Брейтовские, Пошехонские, Рыбинские и фольклора у нас много.

- А вы только отечественные корни предпочитаете или и фино-угорские, может быть, кельтские? Вы такую музыку любите?
Митя: Конечно, любим! И то, что вы сегодня слышали - это ведь не чистый фольклор, это эклектика. Основа, естественно, русская; атмосфера, образность русская, но какие-то музыкальные элементы вкрапляются из музыки всего мира. Это и ирландская, и болгарская - всяческая может быть. Вот у нас на дисках и календариках так и написано: "Eclectic Music From Rybinsk".

- Кто пишет тексты?
Рыба: Да все понемногу...
Митя: В основном Миша пишет тексты. Но, в принципе, каждый участвует.
Рыба: Так получилось, что на альбоме записаны в основном мои песни, а так пишут все. А Митя Кузнецов использует народные духовные стихи, народные песни.
Митя: Это наш совместный проект - и поэтому часть программы - то, что я пел, - относится больше к моему сольному творчеству, и то, что Миша пел - это чистое "Разнотравие". А то, что вы сегодня слышите вцелом - это наша совместная работа.

- Как вы нашли друг друга?
Митя: По объявлениям.
Рыба: (тихо) Секс по телефону!.. Я познакомился с Воротом (гитаристом) и басистом (Вадлой), - а именно они организовали группу, - и на следующий день уже играл с ними. Все было очень внезапно, спонтанно, резко! А Митю мы очень долго вытаскивали. Он тяжел на подъем.

- С какого момента начинается история группы "Разнотравие" в нынешнем ее составе?
Рыба: С января 2000 года. А вообще группа образовалась в 97-м.

- Кому пришла идея играть именно в таком составе?
Митя: Как я уже говорил - это совместный проект, который с обеих сторон приветствовался. Мы варились как бы в общем соку. Тут стоит сказать о музыке в целом. Я объясню, наверное так, если очень коротко: были песни группы "Разнотравие", ребята пригласили меня как-то подключиться, все это каким-то образом пересмотреть, переработать. Вот я и приложился...
Рыба: И не встал!..
Митя: О да! Передал то, что я чувствую. А группа передала мне. Потом я предложил свой материал. Вот так все произошло. Так сказать, эффект пинг-понга.

- В составе группы есть какие-то границы - или к вам вплывают, кто вам нравится и выплывают, кто вам не нравится?
Рыба: Состав менялся с самого начала. Сначала играли совсем другие люди. В 2000 году Потурай уехал в Москву, и нас осталось четверо. Володя у нас кузнец, работает реставратором в Коломенском музее. У нас есть доступ ко всем материалам. Спасибо его начальнику.

- Почему альбом "Каторга" называется?
Рыба: Одна из песен называется "Каторга". И вообще слово красивое, будит большое количество эмоций!.. Мимо этого слова никто не проходит, оно у всех у нас есть. Это если коротко. А так можно рассказывать очень долго, будет скучно. И потом, проще послушать альбом и, наверное, будет понятно.

- А были ли какие-то проблемы с собиранием материала на диск?
Митя: Технически это все не долго записывалось. А чтобы осознать работу, осознать материал и подобрать те песни, которые по сути должны были подойти, пришлось помучиться! А так с самим материалом легко, потому что очень много песен написано - только сиди да отбирай.

- Как долго вы шли к своему дебютному альбому?
Митя: Больше года. Мы его записали у меня дома, потом у нас появилось помещение с хорошей акустикой - мы все стерли и записали заново.

- Тогда понятно, почему "Каторга"!..
Митя: К сожалению, оправдывается Врунгельская поговорка: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет". И нам, и всем людям, которые сталкиваются с нами по работе с этим альбомом, - всем приходится изрядно попотеть.
Рыба: Это он себя хвалит! На самом деле каторга была до записи. А когда начали записываться, то нам стало очень хорошо. Я надеюсь, что и вам тоже будет хорошо от нашей работы!
Митя: Миша, тебе было хорошо?!
Рыба: Мне всегда хорошо! Я женат, у меня сын! У меня все хорошо, честное слово!

- Кто писал биографии для пресс-релизов и сайта?
Рыба: Биографии музыкантов писали все вместе. А что касается сказок, они мои и Володи Потурая. Это байки про участников коллектива, с моралью или просто смешные. В народном духе.
Митя: А вообще, если что - заходите на сайт - разнотравие эр ди си ру.
Рыба: Он про точки забыл!.. У нас был раньше адрес в зоне .com. Мы объявили его со сцены на презентации в Рыбинске. И вдруг из зала послышался крик: "А ру?!" Мы долго выясняли, что же он а-рет...
Митя: А .com у нас был, потому что мы посчитали, что первый сайт должен быть комом.

- Какое отношение вы имеете к "Седьмой Воде"?
Митя: К Седьмой Воде только я имею отношение.
Рыба: Один и тот же город, в принципе...
Митя: Дело в том, что где-то 14 лет я играл в "Седьмой Воде"; с момента образования команды я был одним из основных участников, но ушел буквально месяца полтора назад, потому что разнотравцы вытащили меня из "Воды...". Если серьезно, то просто вкусы у людей как-то постепенно расходятся, и мне ближе стала вот такая музыка. В "Разнотравии" я нашел людей очень близких мне по духу, и вообще я их всех очень люблю. От сердца говорю! Они пригласили меня больше года назад продюсировать альбом. И так мы все глубже, глубже сходились, и результат вы видите - "Каторга".

- Как вы сейчас относитесь к Диме Соколову (лидер гр. "Седьмая Вода")?
Митя: Хорошо.
Рыба: Это музыка, которая востребована и имеет право на жизнь.

- Какие у вас ощущения? Альбом, выступления, презентация... Что сейчас в душе?
Митя: А весело!

- Пальцы веером?
Митя: Нет, это не из той области. У нас нет таких.

- Где лучше выступать: в Рыбинске или в Москве?
Рыба: Лучше выступать везде. И как можно больше.
Митя: Да, выступать бы как можно чаще! В Рыбинске у нас была большая презентация нашего проекта. Это был не просто концерт - это было театрализованное действо, со светом, дымом, декорациями. С нами работает рыбинский художник Павел Гаврилов, очень человек продвинутый - он нам и диск оформлял... И, кстати, сегодня присутствуют наши друзья, которые снимали для телевидения нашу рыбинскую презентацию, - программа "Археология звука", НТВ. Или бывшее НТВ? Жора, как?
Георгий Ананов (режиссер "Археологии звука"): Уже бывшая...
Митя: Они приезжали к нам в Рыбинск. Сняли 30-минутный фильм, который транслировался... Где? Во многих странах и везде, кроме Москвы. А еще они нам два клипа сняли. Большое им спасибо!
Рыба: Если о планах говорить, то они есть - но распространяться пока не будем...
Кстати, возвращаемся к теме! В Москве хорошо играть. В Рыбинске не так много камерных клубов. У нас репетиционная база в огромном дворце, который очень понравился ребятам с НТВ, они расхваливали его в передаче... Помимо этого есть буквально пара клубов. А в Москве играть всегда приятно. Это всегда новые впечатления.
Митя: Действительно, очень приятно! До сих пор мне не доводилось играть в московских клубах, но довелось поиграть в евпропейских. И я, честно говоря, думал: ну, чего тут в Москве, что за клубы такие!.. А приехал - и на самом деле во многих клубах атмосфера очень хорошая, приятная.

- А где выступали в Европе?
Митя: В Германии, в Австрии, во Франции. Да почти во всех европейских странах.

- Вы себя считаете камерной группой? Большого пространства не любите? А чтобы побегать там?..
Митя: Побегать нравится тоже! Но камерное пространство очень приятное, уютное. Во всяком случае в тех клубах, где мы играли.

- Ребята, лица у вас хмурые, когда вы на сцене. Это у вас сценический образ такой?
Митя: Нет, это Вы просто сбоку сидите!

- Какие вы группы слушаете?
Митя: Я, честно говоря, фолк в основном слушаю. Балканскую музыку, кельтскую, ингерманландскую; японскую и индейскую, олд кантри... да и вообще со всего мира.
Рыба: Мне нравится фолк! Например, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, "Led Zeppelin". "Red Hot Chilly Peppers" обязательно! Что касается все же фольклорной музыки - это в основном музыка, которую поют какие-нибудь бабушки, которую можно найти где-нибудь в российском фольклорном союзе - в жутком как правило качестве...

- А почему Мишу зовут Рыба?
Рыба: Это было задолго до "Разнотравия", это еще восходит ко временам моей учебы в Рыбинской авиационно-технологической академии. С Рыбинском это никак не связано.
Митя: Нет, все равно как-то связано - корень-то один и тот же!
Рыба: Я в Рыбинске не местный. Все ребята из Рыбинска, а я нет.

- А летать приходилось?
Рыба: А как же! Два раза вылетал! Из Академии.

- А за штурвалом?
Рыба: За штурвал не успевал ухватиться - очень быстро летел.

- Скажите, у вас профессиональное музыкальное образование есть у кого-нибудь?
Рыба: У меня нету! У нас вот Саша, виолончелистка - с образованием.

[Саша представляется]

- Расскажите историю лиры. Почему она так называется - колесная?
Рыба: Потому что она на колесах!
Митя: Давно у меня была идея - иметь колесную лиру...
Рыба: Это будет долгий рассказ.
Митя: Колесной лире как инструменту более тысячи лет.

- Можно ли ее отдельно послушать чуть-чуть?

[Данилка играет на колесной лире]

- Какие электрогитары после этого - ничего не надо!
Митя (Данилке): Ты показывай, как в самолете, а я буду рассказывать. Там есть колесо, которое вращается посредством ручки. Колесо выполняет функцию смычка, как в скрипке, только смычок этот бесконечный.
Колесо крутится. Натирается канифолью, как скрипичный смычок. Есть струна ведущая - мелодическая. Нажимаются клавиши, кулачки дотрагиваются до струны и сокращают ее длину. Колесо сделано из дерева, в данном случае - из бука. Потом добавляются в зависимости от тональности струны бурдонные - они не меняют тональности. То есть принцип такой, волыночный.

- А каково происхождение инструмента?
Митя: Считается, что колесная лира пришла из Франции. Предком колесной лиры был - органиструм . Его вообще крутили вдвоем: один играл, второй крутил. В основном это были слепые люди, которые ходили по городам, пели песни... Постепенно лира модернизировалась, переходила дальше на восток Европы, потом попала на Украину, в Белоруссию, в Россию. Подобные инструменты есть везде. Наша лира ближе к венгерской, - когда я ее делал, я больше ориентировался на венгерский образец. Они существуют в очень разных формах. Европейская лира обтекаемая, как капелька. Или треугольной делали.

- А корпус виолончельный?
Митя: Да, я использовал детскую виолончель. Я ее всю переделал, всю разобрал. Удачно. Из плохой виолончели вышла хорошая лира.
Данилка: Вы спросите, сколько он ее делал!.

- Сколько времени вы ее делали?
Митя: Делал, как ребенка, 9 месяцев.

- А вот бывают такие еще как вздохи, движения такие?
Митя: Это просто мы используем на лире скрипичные приемы. Если нужно тремоло, например.

- Миша, а можно варган послушать? Или два?
Рыба: К слову, краткая справка: варган тоже инструмент очень древний, распространенный по всему практически миру. Данный вариант - от Ирландии до Камчатки.

- Он русский народный?
Рыба: Он никакой народный. Он вообще народный инструмент, один из самых первых, один из самых древнейших. Если вы пойдете в музей Глинки, то вы увидите варганы практически за каждой витриной, касаемо всех народов мира. Например, в Новгороде их раскопано очень большое количество.
Потурай: Я большой, так сказать, популяризатор варгана, потому что считаю, что это инструмент очень хороший, очень важный, очень ценный и полезный. Во-первых, он прародитель всех язычковых инструментов, включая аккордеоны, гармоники и тому подобное. В свое время некий немец сделал из пяти варганов такой инструмент - аура. Я его, честно говоря, никогда его не видел, и вряд ли где его можно найти. Потом появилась губная гармошка. А дальше все развилось в меховые инструменты всевозможные: гармоники, аккордеоны...

- Саксофон?
Потурай: Нет, саксофон - это скорее жалейка большая... Что еще рассказать? Давайте сыграем!
[Потурай и Рыба играют на варганах. Потурай прекращает играть, Рыба никак не может остановиться.]
Потурай: В связи с тем, что варган оказывает очень сильное всестороннее воздействие на мозг, то музыкант, бывает, забывается, заигрывается.
Рыба: Ну, насчет мозга - не знаю...

- А зубам не больно?
Рыба: Второй зуб уже сделал. Вообще, зубы вылетают от неумения играть. Это поначалу я себе пару расколол. Поэтому варган сразу нужно брать очень осторожно.
Митя: Когда играешь, чувствуется, как мозг вибрирует.
Рыба: Да! Глаза внутри черепа трясутся. Смотришь на датчики на магнитофонах - когда начинаешь играть на варгане, они в глазах расплываются.

- Скажите, а кого слушает ваш ударник и кого он любит слушать?
Рыба: Ударник никого не слушает и никого не любит. Паша, скажи?
Паша: В каком плане слушает? Из музыкантов, когда играю? Или любимый исполнитель?.. Начнем с того, что я начал играть с третьего класса общеобразовательной школы.

- И перестал учиться сразу же?
Паша: Да, мне было тогда10 лет. Школу я закончил очень плохо - мне справку дали. Из-за барабанов - я серьезно говорю. Потому что мне нужно было ехать куда-то играть, мне говорили: "У тебя же экзамены!" - "Да пошли вы в пень! Какие экзамены? Мне играть надо!" Тогда я слушал железяку всякую. Я в Москве проработал с 91-го до, буквально, 99-го года в группе "Beermengame". Там ребята играют железо и поют матом что-то. И я играл двумя ногами, двумя руками и чуть ли не головой. Но параллельно уже тогда с "Разнотравием" занимался... У меня родители - музыканты. Они уже в возрасте, поэтому музыка у них тоже такая, возрастная. А вообще я люблю всякую музыку. На данный момент, что я слушаю, - наверное, ностальгия пошла по Воленвайдеру. Вот Володя Потурай, пока я здесь, дал послушать много интересного. Я у него дома проживал во время гастролей, слушал финов.
Потурай: Эта группа называется "Varttinas".
Паша: Ой, классно! Там девки, хор такой финский!.. А еще я очень люблю слушать болгарский хор... А еще я не пью и не курю.
Потурай: Он еще радио любит слушать. Бывает, включит радио и слушает, слушает...
Паша: Я очень люблю барабаны, очень! Но играть плохо умею на самом деле. Дейв Вейкл гораздо лучше играет. Правда, он играет джаз-рок какой-то, фьюжн. Когда я слушаю его, такое впечатление, что муха летает - зз-зз-ззз.
- Не хотелось ли спеть песню какую-нибудь? Ведь Ринго Старр пел...
Паша: Так я же пел!
Рыба: Паша очень хорошо поет! Он, может быть, даже лучше всех поет. Ему просто никто не дает.

[Паша поет колядку]

Паша: Я с 14 лет играл на танцах. Играли мы "Арию"; слушал я Кипелова и все время хотел стать вокалистом. Думал: ну щас как!.. И все под него как бы работал. Я все время хотел быть главным - чтобы петь... Ну а сейчас - здесь великий Митуа! (Это если написать на английском языке "Митя", и потом по-русски прочесть, получится "Митуа"). Мы называем его великий вождь Митуа.

- Потому что такой талантливый?
Паша: Нет, за то, что Митуа... О, Мишка яблоко доел! Он мне поздно сегодня его перебросил, я так и не успел его понадкусать!..

- А зачем вы на сцене яблоко едите?
Рыба: Так это же инструмент! Почти основной! Сегодня, кстати, особенно хорошо хрустело! Откуда яблоко? Клуб предоставил? Спасибо!
Митя: Миша на записи съел 2 кг яблок. Вот на компакте услышите - там яблок очень много в песне "Про вора". И много смеха. Яблоки ест он, а смеюсь все я.

- С каким же отвращением он их ел!
Рыба: Нет, почему?

- Потому что 2 кило.
Паша: Так это не сразу же!
Рыба: Вообще-то, больше двух килограммов - мы все-таки еще много раз исполняли эту песню.

- А чья это идея насчет яблок?
Паша: Идея Митина была.

- Как насчет попробовать другие фрукты и овощи?
Митя: Они не так звучат.
Рыба: Да, важен ведь не вкус, а звук.

- Ну это круто!
Рыба: Спасибо. Долго выбирали.

- Какие у вас планы на будущее?
Рыба: Процитирую Митьков:"Да какие там планы! Водочки бы выпить."

- А если серьезно?
Рыба: А если серьезно, то много водочки выпить! А еще мы сегодня домой уезжаем. Ночью.
Митя: Да, за нами уже шофер приехал из Рыбинска. Он почему-то постеснялся сюда идти, в машине дожидается...
А давайте я вам сейчас календарики подарю на память!..

- Спойте лучше!
Паша: Мы сыграем одну мою любимую песню, в которой я не пою - я там играю джигу такую ирландскую!.. Она называется "Ярило"!..

["Ярило" исполняется повторно - с не меньшим успехом. Пока идет вступление, Митя раздаривает всем календарики группы и потом выбегает на сцену, выхватывает дудку и играет со всеми вместе]

Финал. Аплодисменты!
До встречи!..

[P.S. Особое спасибо за помощь в записи прессконференции и подготовке данного текста журналистке Ольге Шершневой]