Разнотравiе "Каторга" 2001. Рофф Текнолоджиз. 42 мин. 10 сек.

Климат у нас в России, не ахти какой. То тебе понимаешь, слякоть и +1, то на следующий день асфальт плавится. А от пыли и выхлопных газов не спасают даже "экологически чистые" островки парков. Вот и в музыкальном мире погода не лучше. То поеживаешься под дождем из однодневных звезд, выжатых своими продюсерами, то мучаешься от жажды в пустыне однообразия. Но чем дальше от столицы, тем воздух чище и пространства больше, хотя поп-музыка, которая может довести до инфарктного состояния, здесь тоже достаточно (в чем мы убедились сами, путешествуя в прошлом году по Волге). Но дышится легче, сопротивляемость больше и информация не сыплется со всех сторон и не залепляет глаза уши и рот, так что теряешь ориентацию в пространстве. Как река не пускает иногда грозу, так же она, наверное, не пускает всю дрянь и отраву в стоящие на ней города. И в недрах наших русских волжских (и не только) городов зреет и растет что-то хорошее, доброе, не тронутое шоу-бизнесом, хранившееся веками и бережными руками поднятое наверх к сегодняшним дням. Подтверждение тому город Рыбинск.
Одним их первых поднялся на поверхность Митя Кузнецов. Тогда еще в составе "Седьмой воды", они не стали играть, как все тогда, русский рок, а выбрали иной, совсем не модный стиль - фолк. Звездами они не стали, но частые концерты, в том числе с "Калиновым Мостом" сделали их узнаваемыми. Ну, это тоже результат. Но в 2000 г. Митя. покидает "Седьмую Воду" ради другого проекта. Проект этот, а вернее группа "Разнотравiе" просуществовала к тому моменту уже 3 года и имела в своем архиве 1 альбом. Результат их совместного творчества был представлен 27 мая в клубе "Дзен".

Но у нас не только с климатом плохо, а есть еще такие старые проблемы как дураки и дороги. И вот как раз из-за последних то и страдают и музыканты и слушатели. Чтобы талантливых людей заметили, дали клуб, записали, нужно этих дорог истоптать столько!.. А до столицы они очень крутые и запущенные. Так что придется топать туда, обратно лет несколько и может быть, найдутся какие-нибудь добрые люди, которые согласятся помочь талантливым, но бедным музыкантам. Хотя правды ради надо сказать, что есть добрые люди которые сами(!) приезжают в такие городки и добровольно помогают застрявшим там музыкантам. В случае с "Разнотравiем" эти добрые люди были работники многострадального канала НТВ, которые безвозмездно сняли ребятам клип и помогали устраивать некоторые концерты. Ну а годы свободные до глобальной популярности можно потратить с пользой: на отточку мастерства. Чем и занимались (и занимаются) ребята из "Разнотравiя", тем более есть на чем.

И вот все, что родилось у разнотравцев с Кузнецовым, наконец-то было записано, оформлено и названо "Каторга". Название, по признанию самих музыкантов, очень верное т.к. создание альбома было сложным. А свое мастерство оттачивали аж на 14-ти инструментах. Правда главным инструменталистом является Митя, который играет на 10-ти из них. Но остальные тоже не промах. Кто-нибудь видел такой инструмент как колесная лира?! Я думаю, что таких счастливчиков немного. Скажу больше, на этом древнем инструменте ручной работы, с таким грозным названием, играет юная, хрупкая девушка - Анна Холодякова. По звучанию, мне показалось, это что-то среднее между 3-им регистром аккордеона и волынкой. Иногда извлекает звуки не похожие ни на что. Так и не смогла его причислить ни к струнным, ни к клавишным.

На варганах, в устройстве которых я так и не разобралась, играют половина группы. На концертах ребята не используют электричества вообще и даже бас у них полу акустический какой-то. Главным инструментом - голосом, владеют все, но основные запевалы - это Рыба (Михаил Посадский) и Митя. Голос у Рыбы правильный для его стиля, с о-каньем, с ритмом, но немного глуховат. Все таки рот надо пошире открывать, чтобы звук был посильнее, посочнее. У Мити же наоборот; классический русский народный голос, слишком русский народный. Но даже с этими недочетами у них огромный плюс. Все наши фолк и околофолк коллективы преимущественно с женским вокалом, а мужчин на этом поприще почти не заметно. И хотя помимо серьезных песен много и шутливых и лирических, сразу заметна мужская рука, мужское перо. Это вам не валенки новые, да сени кленовые. Это даже не русское творчество, а скорее славянское. Вятичи, кривичи, варяги, скандинавы и т.п. Прикасаешься к истории. А когда люди в холщовых расшитых рубахах (собственного кстати сказать изготовления) и лаптях спрыгивают в зал и начинают свои танцы, хочется скинуть опостылевшие вдруг джинсы, одеть длинное льняное платье, на голову венок и в хоровод вокруг костра. И после концерта не могла догнать, почему это вдруг эти люди, на начавшейся пресс-конференции, отвечают на вопросы не на древне славянском, а на нашем современном языке, да еще и демонстрируют отличное современное чувство юмора. А признание барабанщика в том, что он вообще любитель тяжелой музыки окончательно вернуло меня на родную московскую 2001-ую землю. А жаль. Ну, ничего, диск у меня в рюкзаке и теперь буду устраивать себе путешествия из дома. Все-таки очень я люблю все свое русское родное.

Л.Ч.,Казначей 4етвертый, 2 августа 2001 г., электронный журнал "Ухо"